Трансмиссия – это совокупность деталей, которая позволяет передавать усилия от ног велосипедиста к заднему колесу. Трансмиссия состоит из:
- системы (англ. crankset), которая представляет из себя шатуны с набором ведущих звезд, это может быть одна, две, либо три звезды;
- набора задних звезд – это может быть кассета, либо трещотка, в зависимости от комплектации велосипеда;
- цепи, за счет которой происходит передача усилия от ведущих звезд к ведомым;
- передних и задних переключателей, которые отвечают за изменение положения цепи на звёздах;
- и органов управления трансмиссии, которые называются шифтеры (или манетки).
Глобально все трансмиссии можно разделить на два основных типа: это закрытая трансмиссия с т. н. планетарной втулкой, где весь механизм переключения спрятан внутрь самой втулки, и трансмиссия открытого типа, который устанавливается на подавляющее большинство велосипедов, и весь механизм переключения у нас перед глазами – его легко чистить и обслуживать.
Теперь про открытую трансмиссию подробнее. Начнем с того что эти трансмиссии можно разделить на два типа по их назначению: это трансмиссии для шоссейных велосипедов и трансмиссии МТБ – для горных великов. Основное их отличие – в количестве зубов на звёздах системах и кассеты. Это обусловлено тем, что для шоссейного велосипеда прежде всего важна скорость, а для горного велосипеда – тяга и крутящий момент.
Для чего же вообще нужны передачи на велосипеде? Они нужны для того, чтобы вы могли при различных условиях катания, изменяя передаточное число, сохранить оптимальную частоту вращения педалей (каденс). Именно поэтому на велосипеды и устанавливаются различные сочетания звезд на системе и кассете. На системе это может быть одна две или три звезды, а на кассете – от 7 до 12 звезд.
В последнее время на современных горных велосипедах можно встретить трансмиссию с одной звездой на системе. Это обусловлено тем, что такое же передаточное соотношение, как и с тремя звездами на системе, можно достичь путём увеличения количества звезд на кассете, и поскольку задний переключатель трансмиссии работает гораздо быстрее и чаще, чем передний, такая конструкция позволила отказаться от использования переднего переключателя, поскольку он является достаточно слабым звеном. Ну и как бонус – мы получаем уменьшение веса велосипеда. Стоит заметить, что на трансмиссии с одной звездой на системе, зубья этой звезды имеют особую форму – для того, чтобы избежать соскакивания с неё цепи. Однако на трансмиссии шоссейных велосипедов такой трюк не пройдёт поскольку между соседними передачами очень большая разница в передаточном соотношении, и поэтому на большинстве современных шоссейных велосипедов используют систему с двумя звездами спереди и передним переключателем.
Как же происходит само переключение передач? Для того, чтобы переключить передачу на велосипеде нам нужно переместить цепь с одной звезды на другую. Для этого и существуют переключатели – передние и задние. На заднем переключателе существуют специальные направляющие ролики, которые путем натяжения или ослабления тросика изменяют свое положение относительно звезд кассеты и перебрасывает цепь на нужную нам звезду. Передний переключатель велосипеда представляет из себя такую металлическую рамку, которая также, как и задний переключатель, путем изменения натяжения тросика, меняет свое положение над звёздами системы и перебрасывает цепь. Управление переключателями осуществляется с помощью манеток на руле велосипеда.
Скорость и чёткость работы трансмиссии зависит от её уровня. Чем выше уровень трансмиссии, тем она дороже. Однако, трансмиссии более высокого уровня изготавливаются из более качественных материалов, что в конечном счете влияет на их качество работы и долговечность.
В качестве примера можно рассмотреть задний переключатель. Если это переключатель начального уровня, то он будет выполнен из листовой штампованной стали с большими зазорами и люфтами, куда может попасть грязь. В конечном итоге он будет быстрее изнашиваться и меньше вам прослужит. И напротив, детали переключателя более высокого уровня будут фрезерованы из куска металла, что обеспечит их четкую работу, меньшее количество люфтов и, в конечном счете, большую долговечность. Эти факторы очень важны в условиях гонки и в условиях экстремальной работы, например, в грязи и под нагрузкой.
Отдельно упомянем про взаимозаменяемость деталей трансмиссии. Например, задний переключатель может быть несовместим с вашей манеткой или цепью и кассетой: переключатель на 9 звезд не подойдет к кассете на 12 и даже может не подойти к манетке на 9 скоростей, если такая стоит на вашем велосипеде. И для того чтобы подобрать правильную деталь для вашей трансмиссии вы всегда можете обратиться к нам, и мы поможем вам с выбором. В мастерской «Горных вершин» Вы можете всё поменять.
Исходя из всего, можно дать такие рекомендации: если вы выбираете себе велосипед для спокойного катания по городу или парку, то вам вполне подойдет трансмиссия с тремя звёздами спереди и восемью или девятью сзади. Она будет достаточно неплохо работать в условиях спокойного катания. Кроме того, у вас не будет и проблем с запчастями и обслуживанием. Ну, а если вы амбициозный гонщик и планируете использовать велосипед в экстремальных условиях соревнований, то лучше остановиться на трансмиссии без переднего переключателя и с максимальным количеством звезд сзади. Велосипед с такой трансмиссией будет конечно же дороже, однако всё на нём будет работать гораздо лучше и чётче, а также дольше вам служить.